Мир зажат. Расчерчен тротуарами. Отрегулирован светофорами и правилами дорожного движения. Пешеходные зебры. Подземные переходы. "По газонам не ходи", "Это памятник архитектуры, на него плевать нельзя!" Достало! Сколько можно! Доколе! А подамся-ка я к паркуристам, вот кому действительно по барабану все нормы и правила. Они не ходят по натоптанным маршрутам. Это свободное племя передвигается в другой плоскости. Меня только один вопрос мучает. Кто потом их мозги с асфальта соскребает? Вообще-то словечко "паркур" попахивает навозом и лошадиным потом. Изначально это термин из конного спорта, обозначающий особого вида трассу, где понатыкано чего попало, чтобы коняга непременно ноги переломала. В дословном переводе так и выходит - преодоление препятствий. Однако, как показывает практика, лошадь для этого занятия вовсе не обязательна. Правила просты. Видишь стену - перелезь. Канава перед тобой - перепрыгни. А если в городе твоем провинциальном улочки низкие, то и вовсе считай повезло, можешь по крышам прыгать. И то верно, чего на проездные тратиться, в пробках время терять.
"Нет границ, есть лишь препятствия", - такова философия паркура. Препятствия - весь городской пейзаж: ограды, стены, крыши и расстояния между ними. Преодоление - перелезть, залезть, перепрыгнуть. Без амуниции и без страховки. А за тобой погоня! Милиционеры свистят, преследуют тебя, правонарушителя! Бабульки крестятся и проклятиями сыплют. А ты, как ниндзя по отвесной стене взбегаешь, только они тебя и видели! Экшн! Драйв! Адреналин! Новая романтика - перекреститься, сказать себе что-нибудь успакаивающее, маму вспомнить и махнуть с крыши на крышу. А потом долго еще лежать, с опаской пересчитывать (по описи) руки-ноги и радоваться. Как ребенок радоваться тому, что ты еще жив. И даже не искалечен. Основателем и отцом стиля паркур можно считать Дэвида Билля. Не знаешь такого? И я не знаю. А он есть! Этот парень всю жизнь прожил во французском городке Лисс, что недалеко от Парижа. Хулиганом был еще тем. Когда в их городе построили стену для скалолазов (крутую, с зацепами, причудливыми выступами и туннельчиками), отец Дэвида тут же наложил табу и под страхом порки запретил сорванцу приближаться к 20-метровому сооружению. И зря он так погорячился. Один черт малец развлекался прыгая по верхушкам деревьев. За неимением альтернативы. А в 1987 году судьба свела его с еще одним отмороженным по имени Себастьян Фукан. Дэвиду было тогда 14. Белль показал приятелю на что способен и вдвоем они замутили экстрим для городских хулиганов. Parkour это гремучая смесь акробатики, бега, скалолазанья, боевых искусств. Спайдермен курит в сторонке. Они пересекли родной город вдоль, поперек, по вертикали и диагонали. Прыгали с крыши на крышу, взбирались вверх по стенам. Они такое творили в воздухе, над головами очумевших прохожих, что мама не горюй. Понятное дело у босоногих французских подростков крышу сорвало от такого. Тренировки стали проходить при большом количестве народа. Людей занимающихся паркуром стали называть трэйсерами (что в переводе означает - люди, прокладывающие новые пути). Стиль приобретал все более четкие формы, обрастал новыми трюками, оттачивалось мастерство. Дэвид, Себастьян и шестеро их боевых друзей собрали первую в истории стиля паркур-команду. Они называли себя Ямакаси (Yamakasi). В переводе с японского сленга это слово означает "человек сильный духом и телом". Их пример - другим наука: парни стали знаменитыми. Давали интервью, снимались в рекламных роликах. Команда распалась в 1998 году. И вы знаете из-за чего? Да из-за дерьма. Ямакаси преложили участвовать в съемках мюзикла "Notre Dame de Paris". Ну там трюки ставить и все такое. Основной хулиганский состав не возражал. Но Дэвид и Себастьян не пожелали связывать себя двухлетним контрактом. На этой почве в команде пошел раскол и история Ямакаси закончилась. Все что осталось от ямакаси - это группа последователей-энтузиастов и художественный фильм Yamakasi режиссера Люка Бессона. Очень рекомендую для семейного просмотра. Никаких дешевых голливудских трюков, каскадеров и дублеров. Кстати, родина паркура пока остается лучшим местом для тренировки трейсеров. Все дома в городе невысокие и любые крыши, стены, лестницы как будто приспособлены для экстремальщиков.
20 июля каждого года, в Лисс проходят дни паркура, в которых принимают участие молодые команды во главе с Себастьяном Фуканом, который эти занятия не бросил. А новая забава тем временем голопом по Европе, по крышам, да заборам, через границу перемахнула и на тебе! Уж и над Москвой порхают отчаянные экстремальщики. Ну все, хватит уже теории. Да я вижу как ты дрожишь от нетерпения - переходим к практике. Первое: Без страховки. Не в цирке же, в самом деле. Никаких веревок, никаких систем и обвязок. Все реально и экстремально. Единственное снаряжение, которое позволительно в этом спорте - перчатки. Не слишком-то приятно по морозцу с каменной стенкой обниматься. Второе: Жить паркуром. Каждый уважающий себя паркурист вносит элементы, и что наиболее важно, философию стиля в повседневную, обычную жизнь. Это проникнуться надо, воткнуть, что называется. А если не втыкаешь, то нефиг и соваться. Уйди мальчик, не мешай дяденькам. Третье: Все трюки должны выполняться без чьей-либо физической помощи. И хотя каждый паркурист всегда придет на помощь (ну, совет там дать, или скорую вызвать), надеяться надо только на себя. Тут никто тебя не подстрахует, не прикроет. Отсюда вытекает так же еще один закон. Вся ответственность лежит только на тебе, мальчик взрослый, никто тебя на эту крышу за воротник не тянул. Это милиционерам и объяснишь, когда они тебя за штаны со здания городской администрации снимут. И еще: Если ты решил заняться паркуром, то начинать стоит с малого. Попробуй на десятый этаж по лестнице для начала. Если тест показал отрицательные результаты в виде отдышки и дрожи в ногах, то: иди отсюда мальчик. Много, много месяцев будешь ты в поте лица своего разминать неверные члены и рыхлые мышцы, прежде чем покоришь хоть какую-нибудь стенку. В акробатике имеет смысл потренироваться, для затравки хотя бы на мостик встать. Трюки можно обрабатывать и вхолостую. Не обязательно для этого болтаться на высоте двадцати метров над проезжей частью.